Фикос
Фикос — современный афинский художник и муралист. Соединяя в своем творчестве античные и византийские традиции с актуальными смыслами и ценностями, он возвращает искусство обществу.
Я вырос в бедном районе Афин, в Вироне, на заре эпохи интернета и технологий. Этот район, как и многие другие, создан беженцами, прибывшими сюда после «резни в Смирне» («Великого пожара в Смирне»), которую турки устроили в 1922 году. Я потомок одного из таких беженцев.
В детстве я подрабатывал — раздавал городскую газету. Помню стариков: они сидели в пластиковых креслах возле старых домишек, улыбались и благодарили меня за газету. На весь квартал всего у пары человек были машины. Мы гоняли мяч по улицам совершенно беззаботно. Ни мобильных телефонов, ни тревог, ни преступлений. Прекрасное время, чтобы быть ребенком.
![](https://greecelive.ru/wp-content/uploads/2020/05/Wasted-Love-IV.jpg)
Из «греческого» во мне есть склонность все подвергать сомнению. Не из чувства противоречия, а из желания найти путь к Истине. Мы утратили эту философию после укрепления христианства. Оно же утверждает прямо противоположное: «Вот Истина, в ней нельзя сомневаться. Попробуешь — и тебя ждет ад». Дух античной Греции дал толчок развитию Ренессанса и Просвещения, которые сделали мир таким, какой он есть сейчас. И я лично очень благодарен за это.
Обычно художник не осознает, что именно он делает и почему. В последние годы я без определенной причины фокусировался на темах Эроса и Смерти. А недавно понял, что именно Эрос и Смерть вдохновляли все античное греческое искусство. Я оказался на том же пути, что и мои древние предки.
В «Космогонии» Гесиода Эрос первым рождается из Хаоса, а в Элевсинских мистериях его называют Protogonos — «рожденный первым, первенец». Эрос — это творческий импульс природы, объединение элементов для рождения новых.
С другой стороны, Смерть отправляет героев на Олимп или знаменует их превращение в созвездие. Смерть на войне приносит славу. Смерть завершает трагедию.
Интересно, что две эти сущности часто изображались одинаково в поздний эллинистический период и после. Жизнь есть цикл между Эросом (Единение-Рождение-Творение) и Смертью.
Мое искусство основано на античной и византийской живописи. Это наследие моих предков, контекст, в котором я рос. Однако повторение прошлого не входит в мои интересы, поэтому я сочетаю эти стили с современным искусством: иллюстрацией, графикой, стрит-артом. Мое видение и первопричину моего творчества можно назвать одним словом — традиция.
Мы живем в мире постмодерна: величайшей ценностью для художника стало самовыражение. Эта идея появилась одновременно с рождением модернизма. Современные течения (такие как импрессионизм, кубизм, экспрессионизм и другие) по сути своей — взгляд на искусство через искусство. Эти художники разделяли образ на составляющие: свет, цвет, перспективу, экспрессию, а затем исследовали возможности каждого элемента. Импрессионистов интересовали свет и впечатление, кубистов — формы и анализ объектов. Все это эксперименты, поэтому они продлились всего двадцать-тридцать лет.
И хотя модернизм был серьезным художественным течением с невероятно талантливыми художниками, которые создали некоторые из величайших шедевров в человеческой истории, после его появления зрители перестали взаимодействовать с традицией и превратились в наблюдателей эксперимента.
Люди стоят в углу, ощущают дискомфорт или даже вину и пытаются представить смысл всего этого. Смущенные и запутавшиеся, они принимают на веру мнение элиты: историков искусства, кураторов и других экспертов.
Позже мы ощутили худшую сторону этого наследия в наших городах. Городские художники начали покрывать каждую стену актами самовыражения — не результатами эксперимента или глубокого поиска, а личным видением. Уличные художники в буквальном смысле делают что хотят.
К чему это привело?
Традиционное искусство преследовало (и продолжает) другую цель. Оно создавалось и существовало для общества. Оно изображало исторические, мифологические, религиозные и нравственные темы. В греческом языке творчество — это Demiourgia (Demos+ergon), то есть «работа для общества». В разные эпохи человеческой истории искусство изображало исторические, мифологические, религиозные и нравственные темы, т.е. все, что отражает общество, а не художника.
Вот почему я верю, что традиция — это необходимость.
Должны ли мы копировать мастеров прошлого? Конечно, нет. Традиция дает основу, с которой можно двигаться в любом направлении, обладая собственным, неповторимым стилем, и в то же время отражая состояние общества. Некоторые из таких художников — Стелиос Фаитакис в византийском искусстве и Му Пан в азиатском. Но их очень много по всему миру.
Недавно я создал серию портретов современных известных греков — «Мы, новые греки». Возможно, в этом проекте отражен кризис идентичности современных греков. С одной стороны, мы не очень гордимся собой сегодня, не уважаем друг друга, эгоистичны. Мы в ответе за несколько европейских и международных неприятных рекордов: семь государственных банкротств с основания современной Греции, низкая урожайность, количество курящих. С другой стороны, мы невероятно горды достижениями предков, как будто сами постарались, да еще чувствуем, будто мир нам должен.
Я начал эту серию портретов как напоминание: мы — не древние греки. Мы никому не дали демократию, не построили Парфенон и далеки от «духа античной Греции». Но мы тоже греки. Новые греки. Народ, который разбирается с массой проблем, но в то же время достиг многих результатов за последний век, и нам стоит ими гордиться. Достижения такого рода и представлены в моей серии через фигуры современных греков.
Возникло грандиозное недопонимание из-за нимбов в рисунках этой серии. Фигура с нимбом не обязательно означает христианского святого. Христианство освоило этот элемент, но не изобрело его. К тому же в Библии не упоминается «свет вокруг головы» (а вот у Гомера — да). Нимбы могут быть обнаружены во многих культурах по всему миру.
Хотя впервые форма светящегося диска над головой найдена в Египте и датирована примерно 1300 годом до н.э., нимб в знакомом нам виде появился в классическом периоде Древней Греции и соотносился с поклонением богу солнца — Гелиосу. Греческое искусство также впервые изобразило Будду и других индийских божеств, и опять-таки — с нимбом. В Римской империи возникла новая политическая система, и нимб стали использовать как отличительный элемент — для обозначения новых VIP: императоров.
Вот почему римско-византийские императоры, такие как Константин, Юстиниан и другие, изображались с нимбом еще при жизни (хотя нимб над головой Птолемея Эвергета мы можем обнаружить в III веке до н.э.). Нимб не нес никакого другого смысла, кроме принадлежности к королевской семье, даже царь Ирод, отдающий приказ об убийстве младенца Иисуса, изображен с нимбом над головой! Христианство лишь переняло эту античную традицию в искусстве.
Наконец, христианское искусство сложилось после IX века, когда закончилось иконоборчество. Иконы «победили», состоялся Седьмой Вселенский собор, на котором нимб не упоминался как атрибут святого.
Искусство, религия, традиции, цивилизация — это эстафетная гонка. Одни передают эстафету, другие забирают. Я использую нимбы в их дохристианском значении, как отличительный знак важной персоны, ничего более.
Если я отправляюсь в поездку, времени на экскурсии у меня обычно мало. Из путешествий в России и Украину я запомнил ощущение сообщества. Мне бы хотелось наблюдать что-то подобное в Греции, где каждый думает и действует только в своих интересах.
Российская и украинская художественная школа имеют долгую традицию и прекрасных художников. Некоторые из них — мои хорошие друзья: Waone, а также вторая половина распавшегося дуэта Interesni Kazki — Aec, Андрей Ремнев, Сергей Радкевич, иконографы Антон Дайнеко и Максим Шешуков.
![](https://greecelive.ru/wp-content/uploads/2020/05/Πλοίο2.jpg)
В Афинах я чаще всего бываю на Дионисиу Ареопагиту. Эта пешеходная улица соединяет храм Зевса Олимпийского с храмом Гефеста. Гуляю вдоль моря в районе марины Флисвос и Культурного центра Фонда Ставроса Ниархоса. После 10 сентября любой греческий остров — настоящий рай. Я горячо рекомендую Идру, это красивейший остров и совсем недалеко от Афин.
Все изображения предоставлены автором.
Больше работ Фикоса вы найдете на его сайте и в инстаграм-профиле.