Точная дата рождения Христа нам неизвестна — она не упоминается в Евангелиях. Однако, у исследователей есть несколько версий, объясняющих традицию.
25 декабря по новому на тот момент, юлианскому календарю — день зимнего солнцестояния. Его посвящали великому Солнцу и воспевали победу света над тьмой. Христианская церковь заменила это языческое торжество на празднование дня рождения Христа, а вдохновителем и подвижником этих изменений, как считается, стал римский император Константин Великий (272-337 гг. н.э.).
Впрочем, некоторые исследователи считают, что день Солнца перестали отмечать к началу III века н.э. Они утверждают, что праздник Рождества учредили в Риме на Первом Вселенском соборе (335 г н.э.), а через столетие его окончательно принял и народ. Таким образом, прямой связи между празднованием в честь Солнца и днем Рождества нет.
Другие аргументы основаны на интерпретации событий из Библии и попытке соотнести их с конкретными датами. В Благовещение Архангел Гавриил сообщил Деве Марии о будущем рождении Христа. Иоанн Креститель зачат за шесть месяцев до Благовещения. О зачатии Иоанна ангел объявил его отцу священнику Захарии, когда тот вошёл в святилище. Предположительно, Захария вошёл не просто в храм, а в Святая святых. Первосвященник приходил в Святая святых раз в год, на праздник искупления незадолго до 23 сентября. Следуя этой логике, предполагают, что Иоанн Креститель зачат в конце сентября, в конце марта началась беременность Богоматери, а в конце декабря родился Иисус.
Ещё одно доказательство этой версии относится к переписи, которую Евангелие относит к эпохе Цезаря Августа. На основе датировки этой переписи, списки которой хранятся в Риме, верующие определяют точный день рождения Господа.
Установление дня Рождества и отделение его от других дат придали ему больший вес и значение. Так этот день стал центром неподвижных церковных праздников, источником глубоких посланий и наиболее важных теологических символов.
«Православные церкви мира, отмечающие праздники в соответствии с новым (новоюлианским) календарем, празднуют Рождество 25 декабря. Российская православная Церковь, церковь Сербии, Патриархат Иерусалима празднуют Рождество по старому (юлианскому) календарю. Это никоим образом не влияет на сам праздник, общий для христианских народов».
Архимандрит Спиридон Катрамадос